Диспозитивный метод: что это такое

Императивный и диспозитивный методы.

Выделяют императивный и диспозитивный методы.

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Диспозитивный метод правового регулирования может выполнять дополнительно функции поощрения или рекомендации.

Способ поощренияпредполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

Способ рекомендацийиспользуется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.

В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».

Система законодательстваотображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.

Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.

Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.

Система права – понятие абстрактное, т. е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

Предмет и метод правового регулирования

Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.

В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. Статьей 1.1. КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства.

Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества: «Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Система права делится на две сферы: частную и публичную. Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.

Читайте также:
Как открыть тату салон: бизнес-план

Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистсколенинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще. Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.

Реформа правовой системы в 90 х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.

Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида.

В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

Публичное право обладает следующими специфическими признаками:

• иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;

• императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный)

В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.

В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты. Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.

Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.

В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия. По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.

Читайте также:
Как открыть магазин автозапчастей с нуля и брать товар на реализацию

Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает: «необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования».

Принцип диспозитивности в гражданском процессе

Современную правовую систему можно разделить на несколько основных секторов, каждый из которых имеет собственные особенности. Одной из таких особенностей является система правового регулирования. В арбитражных процессах используется принцип — диспозитивность, как основной вариант юридической координации. Давайте подробно изучим вопрос о том, что такое принцип диспозитивности в арбитражном процессе, а также посмотрим порядок практического использования этого метода.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений

  1. Диспозитивность — что это такое
  2. История возникновения учения
  3. Основные виды координации
  4. Правовые нормы
  5. Существующие рамки возможностей
  6. Варианты применения диспозитивности
  7. В законодательстве
  8. В гражданском праве
  9. В государственном праве
  10. В процессуальных отношениях
  11. Выводы (+ видео)

Диспозитивность — что это такое

Рассматриваемый термин имеет латинское происхождение и переводится как «распоряжающийся». Более точный перевод латинского словосочетания «dispositi vus» звучит как «возможность выбора». Однако нужно отметить тот факт, что в современной юриспруденции отсутствует однозначная трактовка термина «диспозитивность». Этот факт объясняется тем, что данное понятие является сложным и имеет несколько различных значений. Помимо этого, нужно отметить, что общепринятое значение этого термина имеет отличие от энциклопедического определения.

В Большой Советской Энциклопедии говорится о том, что диспозитивность дает возможность применять процессуальные права, как инструменты защиты. Однако в сфере юриспруденции используется иная характеристика. Диспозитивный метод – это один из способов воздействия на существующую связь в обществе. Как правило, это определение применяется в сфере гражданского права.

Диспозитивность – один из вариантов правовых норм, особенностью которого является возможность изменения условий соглашения по факту оформления сделки. Данный термин можно описать как определенная поведенческая модель. Принцип диспозитивности позволяет сторонам, участвующим в договорных отношениях, изменять своих решения. Однако эти решения ограничиваются рамками, что устанавливаются самой нормой.

Лица, участвующие в договорных правоотношениях, могут назначать друг другу определенный уровень функциональных обязанностей и прав, согласно рамкам закона. Выбор конкретных мер является задачей той стороны, что использует диспозитивную норму. Как правило, рассматриваемый термин применяется в научных трудах, посвященных гражданским процессам и праву. Значительно реже, данный термин используется в сфере уголовных процессов. Здесь следует отметить, что в общей теории правовых взаимоотношений термин «диспозитивность» не используется.

История возникновения учения

Многие ученые часто говорят о том, что использование предмета для классифицирования различных областей правоотношений — недопустимо. Эта идея является основой учения о существовании нескольких различных видов юридического состояния. Ранее, основными видами юридического состояния являлись субъективная автономия и гетерономия. Субъективная автономия основывается на присвоении конкретным субъектам свободы и прав, ограниченных определенными рамками. Гетерономия основывается на системе подчинения субъекта и полной власти.

Принцип диспозитивности допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению

Однако сфера правовых взаимоотношений постоянно развивается, что привело к появлению диспозитивной и императивной методики. Данные термины постоянно расширяются, включая в себя новые правила и понятия. Если отказаться от сложных юридических терминов, то диспозитивную методику можно описать как разрешение всего незапрещенного. Диспозитивный принцип – сложное учение, основывающееся на следующих компонентах:

  1. Характер действующих правоотношений между субъектами.
  2. Правила, согласно которым распределяются функции и обязательства.
  3. Возможность определенного выбора и действие в пределах конкретных правоотношений.
  4. Наличие либо отсутствие взаимосвязи между правами и обязанностями конкретного субъекта.
  5. Гарантия предоставлений прав и обеспечения функциональной нагрузки.

Основные виды координации

С целью регулирования юридических правоотношений используется множество координационных методик. Самыми востребованными из них являются императивный и диспозитивный принципы. Для определения конкретной методики следует тщательно проанализировать вопрос, исследуя действующие нормативы, важность взаимоотношений и уровень свободы субъектов. Для того чтобы лучше понимать значение этих терминов, нужно ознакомиться с их определением. Принцип императивности основывается на наличии жесткой субординации среди всех участников правоотношений и органа власти, регулирующего этот процесс. Основываясь на этом факте можно сделать вывод, что метод императивности является причиной появления неравенства между участниками отношений. Помимо этого, каждому участнику присваиваются определенные инструкции и уровень полномочий, ограничивающие их действия.

Диспозитивный метод правового регулирования – это принцип, при котором единый орган власти отсутствует.

Децентрализация подразумевает создание нескольких центров управления, чьи действия зависят от конкретных условий. В этом случае, каждый субъект получает возможность создавать собственную стратегию поведения, игнорируя или тщательно изучая определенные области правовых взаимоотношений.

Правовые нормы

Каждый из вышеописанных принципов имеет специфическую основу. Децентрализация или принцип диспозитивности основывается на нескольких нормативных актах, которые гарантируют каждому субъекту гражданских правоотношений определенный уровень правовой свободы. Эта свобода регламентируется исключительно правовыми ограничениями.

Данное правило закреплено второй статьей Конституции Российской Федерации. Важно отметить, что в действующем Гражданском Кодексе содержится четкое определение рассматриваемого термина. Правовые рамки, ограничивающие свободу субъекта, содержатся в СК, ЗК, НК и УК РФ.

В основе диспозитивного метода лежит свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения

Существующие рамки возможностей

Многие люди ошибочно считают, что принцип диспозитивности нужно рассматривать как полное отсутствие рамок и органов власти. Однако, на самом деле децентрализация подразумевает предоставление свободы в условиях жестких ограничений. Основываясь на этом можно сделать вывод, что рассматриваемый принцип является разрешением на все, что не запрещено действующим законом. В том случае, когда конкретный субъект имеет полную свободу выбора и действий, он может работать лишь в рамках закона.

Нарушение установленных норм и выход за рамки несет за собой штрафные санкции и определенный уровень ответственности.

Важно обратить внимание на то, что принцип диспозитивности в сфере гражданских правоотношений отличается от юрсвободы. Специалисты в области юриспруденции говорят о том, что между этими терминами существует четкая грань. Юридическая свобода — это перечень возможностей, что могут использоваться субъектами, состоящими в договорных отношениях. Среди них следует выделить:

  1. Возможность принятия и отказа от определенных полномочий.
  2. Субъект может самостоятельно осуществлять свои права или передавать их сторонним исполнителям.
  3. Каждый субъект получает гарантию соблюдения своих прав. Помимо этого, субъектам предоставляются законные возможности защитить свои права.
  4. Личные права определяются как совместные либо самостоятельные.
  5. Каждый субъект получает свободу выбора уровня ответственности в отношении участника договорных правоотношений, допустившего нарушение.
Читайте также:
Идеи для стартапа с минимальными вложениями

Варианты применения диспозитивности

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует полноценный ответ, дающий определение диспозитивному принципу. По мнению советского ученого Сергея Алексеева, главной основой правовой энергии в случае диспозитивного метода выступают различные действия и поступки субъектов, а не указы властного органа. Доктор юридических наук Роман Лившиц говорил, что принцип диспозитивности — это желание законодательных органов создать регламент, регулирующий основные модели поведения. Тем самым органы контроля отказываются от досконального и детального регулирования правовых вопросов. Тимофей Радько и Владимир Гойман в своих трудах выделяли, что рассматриваемая методика координации основывается на учете самостоятельности субъектов и их инициативы.

В законодательстве

Каждый из действующих нормативных актов содержит в себе множество диспозитивных норм. Чаще всего, они упоминаются в виде формулировки «если договор не предусматривает …». Основываясь на этом можно сделать вывод, что данные нормы закрепляют важные общепринятые модели поведения, которые используются в тех случаях, когда субъекты правоотношений не определили модель развития своих отношений.

В гражданском праве

Принцип диспозитивности в гражданском процессе является основным регламентом, регулирующим порядок решения спорных вопросов. Это учение полностью отражает специфичность гражданских правоотношений. Именно здесь используются такие основы, как самостоятельность и равенство участников правоотношений. Поскольку диспозитивность имеет высокое влияние на гражданско-правовое регулирование, данный принцип относят к базовой основе гражданского права. Этот факт объясняется тем, что свобода является одной из основ механизма регулировки как содержания, так и самих гражданских правоотношений. На момент своего появления принцип диспозитивности имел лишь юридическое значение и распространялся лишь на гражданское право. Однако по мере эволюции этого учения стало понятно, что данное явление обладает междисциплинарным характером и не ограничивается юридической отраслью.

Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях

В государственном праве

Данная методика правового регулирования применяется как в сфере гражданских, так и других властных правоотношениях. Диспозитивная методика в конституционном формате имеет влияние на соответствующие правоотношения при помощи таких основ, как принцип равенства и самостоятельности субъектов. Это означает, что субъекты федерации не могут вмешиваться в вопросы компетенции иных федеративных субъектов или органов власти. Помимо этого, в Конституции содержится перечень обязанностей и прав граждан, включая право на свободу гражданских правоотношений.

Диспозитивная методика применяется даже в сфере административного права. Одним из примеров использования этого принципа является регулирование взаимоотношений между субъектами, имеющими равную иерархию – государственными властными органами. Также данное понятие упоминается в сфере налогового права.

В процессуальных отношениях

Основы рассматриваемого принципа содержатся в правоотношениях, что базируются на гражданских и уголовных делах. Как показывает практика, все процессуальные взаимоотношения на территории России имеют состязательную форму. Каждый субъект данных взаимоотношений имеет идентичные права по оспариванию утверждений оппонента, предоставлению доказательной базы и отстаиванию собственных прав. Это означает, что даже в тех сферах юриспруденции, где основой являются принудительные меры и предписания органов власти, используется рассматриваемый метод координации.

Выводы (+ видео)

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что диспозитивная правовая норма является моделью, допускающей определенный уровень свобод субъектов правовых взаимоотношений. Однако в некоторых сферах юриспруденции, наличие свобод является недопустимым, поскольку увеличивается вероятность возникновения негативных последствий для жизни граждан и их конституционных возможностей.

Гражданские правовые нормы охватывают и регулируют все действия субъектов в каждом из видов деятельности. Данные рамки могут различаться собственными характеристиками, однако тщательное изучение законов позволяет субъектам грамотно оформлять собственную деятельность в соответствии с правилами, установленными действующими законодательными актами.

Принцип диспозитивности в гражданском процессе

Современная правовая система делится на несколько областей, ограниченных определенными вариантами правового регулирования. Одним из наиболее распространенных вариантов юридической координации является принцип диспозитивности в арбитражном процессе. В данной статье мы разберем, что именно означает подобный термин, где он используется и как применяется на практике.

Введение

Для начала рассмотрим, как возникла наука о правовых методах. Специалисты неоднократно отмечали, что использовать для классификации отраслей права исключительно предмет недопустимо. Так, в ходе дискуссий ученые пришли к мысли, что имеется несколько типов юридического состояния. Наибольшее распространение получили такие состояния, как гетерономия и субъективная автономия. Автономия подразумевает придание субъектам определенных прав и свобод, равных друг между другом, тогда как гетерономия подразумевает систему власти и подчинения субъекта.

Далее в ходе эволюции эти термины ушли в прошлое — их вытеснили императивный и диспозитивный методы. Постепенно термины обрастали новыми понятиями и правилами, в результате чего представления и диспозитивности и императивности расширялось. Одни ученые принимали их, как сложные категории, состоящие из пяти компонентов:

  1. Правила, по которым задействуются обязанности и полномочия.
  2. Действующие взаимоотношения между двумя и более субъектами.
  3. Наличие свободы действия и выбора в определенных правоотношениях.
  4. Отсутствие или наличие связей между имеющимися у субъекта обязанностями и правами.
  5. Гарантии обеспечения обязанностей и полномочий.
Читайте также:
Работа на дому без вложений и обмана - где найти?

Что такое диспозитивность

Данный термин произошел из латинской фразы dispositi vus, в переводе обозначающей «распоряжающийся». Диспозитивный метод — это « допускающий выбор» в точном переводе.

Внимание: однозначной трактовки у термина до сих пор нет, поскольку он чересчур всеобъемлющий и сложный. Более того, энциклопедическое определение несколько отличается от общепринятого.

К примеру, БСЭ называет диспозитивность возможностью использовать процессуальные полномочия при защитных действиях. А в юриспруденции сложилось несколько другое определение — это методика воздействия на действующие общественные связи. В большинстве случаев термин используется в гражданском праве.

Типы координации

Для регулировки процессов существует несколько координационных приемов, но наиболее используемыми считаются диспозитивный и императивный. Чтобы определить, какой именно метод использовать, нужно подойти к вопросу со всей серьезностью, изучив нормативы, степени свободы и важности связей. Разберем данные термины несколько подробнее. Императив подразумевает наличие строгой субординации между участниками отношений и властной структуры, отдающей распоряжения. Соответственно, из-за субординации возникает неравенство между субъектами системы, а они получают право действовать только на основе действующих для каждого определенного уровня полномочий и инструкций.

Диспозитив подразумевает отсутствие единого властного органа, то есть децентрализацию, где управляющих центров может быть несколько, и их действия отличаться в зависимости от той или иной ситуации. Каждый субъект в этом случае решает, как именно себя вести и что делать, на что обращать внимание и что проигнорировать в правовом поле.

Рассмотрим ключевые основы по данным терминам. Итак, как вы знаем, принцип диспозитивности — это своеобразная децентрализация, которая базируется на различных нормативных документах. Каждый субъект гражданских отношений имеет определенную правовую свободу, ограниченную только правовыми рамками. Это закреплено в статье 2 Конституции РФ. Также определение этого термина присутствует в ГК РФ, а правовые рамки описываются в Семейном, Земельном, Налоговом и Уголовном кодексах.

Степень свободы

Децентрализацию следует понимать не как отсутствие вообще всякой власти и вертикали, а как наличие свободы в строгих правовых рамках. То есть анархия и произвол недопустим, но при этом человеку позволено все, что не запрещено. И если у субъектов есть полная свобода действий и выбора, то действовать они могут исключительно в рамках законодательства. Если какие-то нормы будут нарушены, то подразумевается, что субъект понесет определенную ответственность и против него применят предусмотренные санкции.

Используя принцип диспозитивности в гражданском процессе, следует понимать, чем он отличается от юридической свободы. Это совершенно разные термины и их нужно разграничивать. Так, юрсвобода — это возможности, которыми имеют право воспользоваться субъекты, сотрудничающие друг с другом по каким-то пунктам. Таких возможностей насчитывается пять:

  1. Возможность субъекта взять на себя какие-то полномочия и отказаться от них.
  2. Личное право может определяться как самостоятельное и как совместное.
  3. Права субъекта могут осуществляться как лично, так и путем передачи их третьим лицам.
  4. Субъекты имеют гарантию того, что их права должны быть соблюдены. Более того, они могут предусмотренные законом возможности для их защиты.
  5. Возможность выбора ответственности касательно субъекта, допустившего нарушение права.

Как регулируется и определяется

Диспозитивность отображена во многих правовых актах и законах. Обычно она выражается во фразе «если не предусмотрено иное» и ее вариациях. То есть алгоритм действий считается классическими и изменяется лишь в том случае, если субъекты не договорились друг с другом. Выше мы уже писали, что диспозитивность не имеет строгого определения. Так, Лившиц рассматривает ее как отказ от тотальной регламентации со стороны государства, Алексеев определяет термин, как самостоятельные и правомерные действия конкретных субъектов, а не вертикали власти, а Радько считает, что диспозитивность — это самостоятельность и инициатива каждого правового субъекта.

Внимание: в гражданском праве именно диспозитивность рассматривается, как ключевое понятие. Субъекты имеют право действовать и принимать решение не по регламенту, не выступая за рамки законных отношений.

Здесь действует традиционный принцип того, что субъекты равны друг перед другом, самостоятельны и имеют равные права. Подобная свобода действий существует во многих гражданских отношениях. В прошлом диспозитивность рассматривалась исключительно как часть цивильного права, но затем распространилась и на другие отрасли юриспруденции. Примечательно, что данное понятие используется и в государственных отношениях, определяя автономии и равенства различных субъектов.

Государство фактически не вмешивается в работу федеративных субъектов и действующих в них органов, но при этом они работают на основе общего российского законодательства. Данный термин представлен и в Конституции, где описана свобода гражданских отношений, и в административном кодексе, как, например, взаимоотношения между равными органами госвласти, и в Налоговом кодексе, и в Уголовном кодексе. То есть она является основополагающей в российской юриспруденции, что открывает широкий простор для маневра людям и организациям. То есть можно с уверенностью сказать, что диспозитивный метод правового регулирования — это ключевое устройство, позволяющее участникам вести свои дела в установленных правовых нормативах, не работая по определенным алгоритмам.

Диспозитивная норма

Добавлено в закладки: 0

Что такое диспозитивная норма? Описание и определение термина

Диспозитивная норма – это такая правовая норма, при которой её участники могут изменить условия после подписания договорённости. Термин диспозитивная норма по своему значению похож на определение «определённый вариант поведения».

Данный вид нормы позволяет участникам договора варьировать своё отношение в установленных рамках, прописанных нормой.

Заинтересованные лица могут дополнительно устанавливать обоюдные права и обязанности, заключённые в определённые рамки, или в согласии с предоставленной альтернативой, в таком случае может быть предоставлен определённый перечень мер, а выбор одной из них осуществляется той стороной, которая применяет диспозитивную норму.

Читайте также:
Организация работы кондитерского цеха

Природа диспозитивных норм права не может быть определена без четкого освещения категории «диспозитивность». Созданный термин «диспозитивный» (от позднелатинского dispositivus – распоряжающийся, усматривающий ) буквально имеющий значение как «допускающий выбор».

Понятие и сущность диспозитивности приобрели определенное освещение в основном в трудах ученых специалистов по гражданскому праву и процессу, в меньшей степени в области уголовного процесса. В общей теории права такое понятие как диспозитивности не дается и не исследуется. В литературе юристов упомянутое определение «диспозитивность» много значений Определение «диспозитивность» применяется также для обозначения особого правового института, который входит в основу развития мировой системы права. А вот в научной литературе распространен стереотип, по которому диспозитивные нормы права применимы в основном гражданскому праву и некоторым другим отраслям частного дела.

Но всё же диспозитивность нельзя считать категорией, присущей исключительно гражданскому праву или исключительно трудовому праву или только семейному праву.

Диспозитивность это общеправовая категория.

Свойство диспозитивности характерно для всех сфер как публичного, так и частного права на всей территории Российской Федерации.

Очевидно, что диспозитивность в гражданском праве не равна диспозитивности в праве конституционном, как не равна она диспозитивности в уголовно-процессуальном праве.

Рассмотрим более детально, что значит термин диспозитивная норма.

Диспозитивность это, по сути, базирующаяся на нормах права юридическая свобода (возможность) осуществлять субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) по личному выбору и в рамках законодательства. Поэтому обязательно нужно строго разграничивать определение «диспозитивность» и «диспозитивные нормы права». По сути термин диспозитивности объёмнее термина диспозитивных норм права.

Диспозитивность как общее понятие

Диспозитивные нормы являются формой, средством, возможностью выражать и развивать диспозитивность в праве.

Диспозитивные нормы права давно являются предметом исследования в правовой литературе.

Диспозиция — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, то есть права и (или) обязанности действовать (или не действовать) тем или иным образом; диспозиция указывает на права и обязанности сторон — участников правоотношений, возникающие и реализующиеся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, поскольку в ней формулируется само правило поведения.

Диспозиция

Диспозиция — это элемент нормы права, который определяет поведение человека, устанавливая определенные рамки прав и обязанностей, предписывающая, как должен (или может) действовать человек, определяет само правило поведения. Когда между людьми устанавливается какое-либо взаимодействие или связи (субординации или партнерства), диспозиция определяет их последующее взаимодействие в реальной жизни.

Диспозиции бывают простые и сложные. Простые подразумевают один вариант поведения . Сложные – несколько вариантов.

Методы диспозитивной нормы, их суть

Метод диспозитивной нормы (правового регулирования) показывает характер взаимоотношений участников правоотношения.

Выделяют два основных метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод точно определяет права и обязанности субъектов; в них содержатся правила, которым субъекты правоотношения обязаны неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их в соглашении по своей воле, предполагает властное веление одних участников правоотношений другим.

Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения и другие подобные.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Диспозиция – это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Мы коротко рассмотрели термин диспозитивная норма, постарались раскрыть его суть и методы.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого – либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

– в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

– в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

– они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

– они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Читайте также:
Бизнес идеи для Крыма с минимальными вложениями

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение– выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Система права

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

Рассмотрим элементы системы права.

Читайте также:
Кинотеатр под открытым небом: бизнес-план

Норма права – первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения , тогда как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений .

Например, отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право и т. п.

Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений .

Подотрасль регулирует отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений .

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Так, в уголовном праве имеются институты преступлений против:

– институт преступлений против собственности;

– институт должностных преступлений и др.

В трудовом праве можно увидеть институты:

– охраны труда и др.

Правовой институт отличается от отрасли права тем, что регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь один конкретный вид , тип отношений.

Например, в гражданском праве можно выделить институт права собственности, в государственном праве институт гражданства и т.д.

Субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений .

Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут, но можно привести пример, когда таковых несколько.

Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинститутыпреступлений:

– против жизни (его составляют различные виды убийств),

– против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и

– преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В любой системе права выделяется своеобразный базис , на котором основываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает Конституционное право России.

Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят:

– конституционное право (это и основа, и одновременно профилирующая отрасль);

Таким профилирующим отраслям как уголовное и гражданское сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли.

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

К таким отраслям права относятся:

– уголовно исполнительное право;

– право социального обеспечения;

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты, субинституты не является единственным. Так, в системе права выделяются два блока: процессуальное право и материальное право.

Соответственно нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей.

Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые, как, например, финансовое и уголовно-исполнительное право, представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм.

В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Здесь следует заметить, что не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права.

В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы.

Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право – частных лиц с государством, либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования.

Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Для деления системы права на отрасли и институты используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует . Если предмет является материальным критерием , то метод – формальным .

Читайте также:
Подключение к Яндекс Такси на своем авто

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

Становится, очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно, поэтому в науке существует и второй критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.

Основные характеристики метода правового регулирования включают:

– основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

– способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

– характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют следующие методы правового регулирования:

Императивный метод правового регулирования характеризуется:

– отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения.

Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания.

К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно- процессуальное и некоторые другие отрасли права.

Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение.

Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны.

Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Иными словами, можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными.

В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется:

– равноправием сторон и

– предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению.

Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом.

Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения.

Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение влечет применение мер государственного принуждения.

Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства.

Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка.

Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права.

Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм – поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения.

Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом.

Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания.

Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат поощрительные нормы.

Рекомендательный метод метод совета: поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом.

Рекомендательный метод предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

Краткий конспект лекций по курсу

Тема 18. Система права

1. Правовое регулирование.

Правовое регулирование – воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

Предмет правового регулирования – та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;

отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения.

Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права).

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.

4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:

Управомочивание (дозволение) – наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).

Читайте также:
Бизнес идеи для Крыма с минимальными вложениями

Обязывание – предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).

Запрет – возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом – дарить, продавать и т. д.).

Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет – из регулятивной статической.

Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деянии); применение мер принуждения.

5. Основными типами правового регулирования являются:

Смысл общедозволительного типа – разрешено вес, что не запрошено законом, запретительного – запрещено все, что не разрешено законом.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом).

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе – круг полномочий, и т. д.).

6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:

возведение государственной воли в закон;

индивидуализация прав и обязанностей;

При возведении воли государства в закон:

определяется круг участников правоотношения;

устанавливается (указывается) их статус;

определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;

указываются возможные варианты их поведения;

данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в

На стадии индивидуализации прав и обязанностей <правоотношения):

наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, – юридические факты;

нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.

На стадии реализации правовая норма начинает “работать” – использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.

2. Механизм правового регулирования.

1. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

2. Средствами правового регулирования являются:

нормативной правовые акты;

акты официального толкования;

акты реализации права;

акты применения права;

Норма права – правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой.

Правовая норма выступает в качестве первичного элемента (“клетки”, “кирпичика”) механизма правового регулирования.

Нормативно-правовой акт содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений.

Нормативно-правовой акт (как и правовая норма) издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, обшеобязателен для тех, в отношении кого он издан, подкреплен принудительной силой государства.

Акты официального толкования издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм.

Правоотношения – отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности.

Актами реализации права называются действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм.

Акты применения права – форма индивидуализированных правовых актов, которые издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения (например, приговор суда, акт амнистии).

Правосознание – отношение общества к праву, восприятие им права; режим законности – соблюдение гражданами, государственными органами конституции, законов, подзаконных актов – являются той средой, в которой осуществляется правовое регулирование.

3. Система права.

Система права – это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы права выступают:

правовые нормы – базовый, первичный элемент системы права;

правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений;

подотрасли – совокупность родственных правовых институтов;

отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

3. Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям:

по сфере распространения – на отраслевые и межотраслевые;

по правовому характеру – на материальные и процессуальные;

по функциям – на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести:

институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный);

институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный);

институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный);

институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный);

институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный);

институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный);

институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут – совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве – субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).

4. Отрасль права – совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.

Примером отраслей права являются:

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль – промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право – подотрасль гражданского, налоговое – подотрасль финансового и т. д.).

Отрасли права могут быть:

материальными – регулирующими непосредственно общественные отношения;

процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право;

процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными – занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское – между гражданским и финансовым и т. д.)

5. Самым крупным делением системы права (распространенным в странах романо-германской правовой семьи) является выделение двух основных групп права – публичного и частного.

Публичное право характеризуется тем, что:

имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления;

опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами;

объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли.

регулирует общественные отношения между частными лицами;

Читайте также:
Идеи для стартапа с минимальными вложениями

опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

имеет горизонтальные связи равных субъектов;

объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли.

6. Понятие “система права” нетождественно понятию “правовая система”. Правовая система включает в себя:

традиции правового регулирования;

правовые учения, доктрины, идеологию.

4. Отрасли пpaва в Российской Федерации

1. Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

2. В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:

право социального обеспечения.

3. Конституционное право занимает центральное место среди остальных отраслей права. Конституционное право:

регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения;

конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права;

опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования;

имеет в качестве главного источника – Конституцию Российской Федерации – правовой акт высшей юридической силы.

регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);

опирается на императивно-диспознтивный метод правового регулирования;

в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК).

охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью – системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);

опирается на императивный (властный) метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения

приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора);

опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК).

регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.);

опирается на властный (императивный) метод правового регулирования;

руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка;

руководствуется императивным методом правового регулирования;

имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, право отношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем;

метод правового регулирования – императивно-диспозитивный;

основной источник – Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ).

охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.);

опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

главный источник данного права – Семейный кодекс РФ (СК).

Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений.

Литература

  1. Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность// Правоведение. – 1992. – &#8470 4.
  2. Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты)// Правоведение. – 1993. – &#8470 2.
  3. Алексеев С.С. Структура советского права. – М.: Юридическая литература, 1975.
  4. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и система законодательства// Гос-во и право. – 1998. – &#8470 2.
  5. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Гос-во и право. – 2002. – &#8470 4.
  6. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. – 1991. – &#8470 3.
  7. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика конституционного суда// Гос-во и право. – 1995. – &#8470 11.
  8. Ефимова Л.Г. Соотношение частного и публичного права – правовая или политическая проблема// Юрид. мир. – 1999. – Апрель.
  9. Кириллова Е.А. Понятие и виды правовых институтов. – Саратов, 1998.
  10. Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия прав системы общества// Правоведение. – 1998. – &#8470 2.
  11. Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства// Правоведение. – 1993. – &#8470 3.
  12. Лесаж Мишель. Проблемы советской юридической системы глазами французского юриста // Советское государство и право. – 1988. – &#8470 8.
  13. Лифшиц Р.З. Отрасль права – отрасль законодательства // Советское государство и право. – 1984. – &#8470 2.
  14. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Гос-во и право. – 1999. – &#8470 2.
  15. Пешина И.Ю. Обсуждение проблемы развития системы российского законодательства // Журнал российского права. – 1998. – &#8470 4,5.
  16. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос-во и право. – 1999. – &#8470 9.
  17. Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. – 1987. – &#8470 4.
  18. Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве// Правоведение. – 1994. – &#8470 5-6.
  19. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. – М., 1976.
  20. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал рос. права. – 1998. – &#8470 4-5.
  21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: